Рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга
В 2016 году на рынке торговой недвижимости сохранилась тенденция снижения объемов строительства новых торговых площадей. По итогам 2016 года уровень вакансии в торговых центрах Петербурга составил 7,5%, что сопоставимо с показателем 2015 года.
Предложени
В 2016 году было открыто два крупных торговых центра: «Охта Молл» и «Порт Находка» 2 очередь, а также районный торговый центр «Дунай» с якорным арендатором Spar и четыре гипермаркета: «К-Руока»/«Лента», «Леруа Мерлен», «Максидом», «Окей».
Динамика прироста торговых центров, кв.м.
В 2016 году после реконцепции открылся ТРК «Южный Полюс». Был изменен пул арендаторов и увеличена арендопригодная площадь на 1 100 кв.м. Реконцепция проводилась без закрытия торгового центра. Также в 2016 году было анонсировано начало реконцепции нескольких торговых комплексов («Гарден Сити», ТРЦ «ПИК», ТРК Atlantic City). В 2016 году началась реконцепция торгового центра «Капитолий» на Коломяжском проспекте, торговый центр продолжит работу в формате дисконт-центра.
Торговые центры, которые не планируют проводить значительных изменений, также стремятся отвечать сложившимся тенденциям потребительского спроса. Так в течение 2016 года увеличивалась доля развлекательной составляющей в основном за счет батутных парков, парков активного отдыха и кинотеатров.
Спрос
Популярность среди населения набирают продуктовые дискаунтеры, функционирующие в формате розничного магазина-склада. В условиях снижения покупательской способности населения предлагаемая модель совершения покупок с минимальной торговой наценкой, находит отклик среди покупателей.
Снижение реальных доходов населения сформировало новую модель потребительского поведения, которое выражается в стремлении к постоянной экономии. Потребители стараются совершать покупки, ориентируясь на получаемые дополнительные бонусы, выраженные в скидках, проводимых акциях и мероприятиях.
В течение 2016 года сохранялся тренд открытия демократичных точек общественного питания. Новые кофейни, фастфуды и бары, открывались как в торговых центрах, так и в помещениях формата street retail на основных торговых магистралях города с большим пешеходным трафиком. В 2016 году количество открывшихся заведений общественного питания формата street retail и в торговых центрах увеличилось в два раза, по сравнению с 2015 годом.
В 2016 году на рынок продолжали приходить новые международные бренды. На Большом проспекте ПС, 65 открылся первый магазин итальянского бренда O bag. Первый магазин одежды французского ретейлера Kiabi открылся в торгово-развлекательном центре «Охта Молл». В торговом центре «Капитолий Дисконт» открылся первый в городе монобрендовый магазин финского ритейлера Reima. Итальянский бренд Terranova вернулся в Петербург после закрытия магазинов в 2015 году. Английский бренд одежды Barbour открыл в торговом центре «Невский Центр» первый магазин.
Заполняемость
По итогам 2016 года уровень вакантных площадей в торговых центрах Петербурга составил 7,5%, что сопоставимо с показателем 2015 года. Уровень ротации достаточно высок.
Коммерческие условия
В течение 2016 года средний уровень запрашиваемых арендных ставок в торговых центрах не менялся.
Прогноз развития
В 2017 году не прогнозируется открытие крупных торговых центров. На этапе строительства находятся лишь небольшие микрорайонных ТЦ и отдельно стоящие гипермаркеты. При сохранении стабильного спроса уровень вакансии будет снижаться.