Корпоративный блог

Недвижимость в новом тренде

11 Ноября 2013, 23:56
В 1719 году свои двери распахнул первый публичный музей в России – Кунсткамера, куда людей приходилось заманивать спиртными напитками и закусками. В 1994 году в Лондоне появилось первое интернет-кафе. Какие форматы общественных заведений появились в наше время?

На рынке  коммерческой  недвижимости появляются новые оригинальные форматы: коворкинги,  аутлеты, креативные пространства, тайм-кафе, фаблабы, хакспейсы. Это говорит о том, что рынок недвижимости идет в ногу со временем

Привычные современные форматы общественных заведений, которые нас окружают, когда-то были новыми для рынка. Так в 1690-м году в Париже открылось первое в Европе кафе, которое было диковинным местом для публики. В 1719 году свои двери распахнул первый публичный музей в России – Кунсткамера, куда людей приходилось заманивать спиртными напитками и закусками. В 1994 году в Лондоне появилось первое интернет-кафе. А первый капсульный отель, формат которого только начинает свое развитие в России, был открыт в Осаке (Япония) в 1979 году.

Третье место

В наше  время в  крупных мегаполисах появляются оригинальные общественные заведения, такие как коворкинги, тайм-кафе, фаблабы, хакспейсы, креативные пространства.

Все эти общественные заведения можно объединить американской социологической концепцией  «третьего места». Это понятие было введено американским социологом Рэем Олденбургом, который определил «первое место» как дом и «второе место» как работу, а «третье  место», как нейтральное, комфортное и многофункциональное пространство для общения, встреч с друзьями и коллегами.  

Такие «третьи места» сейчас становятся особенно популярными. Люди с удовольствием посещают заведения, в которых есть уютная атмосфера, приятный и иногда уникальный дизайн помещений, где можно общаться с другими интересными людьми, где помимо  привычных функций, есть большой выбор дополнительных опций, такие как Wi -Fi, игры, книги, залы для мастер-классов, комнаты для переговоров. Петербург может похвастаться наличием новых общественных и культурно-досуговых заведений, где  люди могут не просто встречаться, общаться, творить, но и работать.

Коворкинг

К новым пространствам с совершенно новой концепцией можно отнести коворкинги – место, где участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее рабочее пространство. Основными преимуществами коворкингов перед стандартными офисами и домом являются экономичность, наличие инфраструктуры, возможность налаживать связи при работе, креативная атмосфера.

В коворкингах любой может арендовать рабочее место как на час, так на месяц. Имеется доступ к офисной оргтехнике, сети интернет (Wi-Fi). Рабочие пространства дополняются  кухнями, некоторые предоставляют клиентам комнаты для переговоров. Коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей.

В Санкт-Петербурге насчитывается примерно полтора десятка коворкинг-центров (включая офисы и инкубаторы). Более половины из них располагаются в Центральном районе города, вблизи станций метро. Центр выбирается не случайно, так как здесь проходит основная деловая жизнь города, есть недорогие помещения в старом фонде для аренды. Большинство коворкингов невелики - их площадь не более 100 кв. метров, однако есть крупные коворкинг-центры (Зона действия, Мансарда), которые рассчитаны на  80-100 человек. Аренда рабочего места в коворкинге варьируется в зависимости от типа размещения – фиксированное/плавающее рабочее место. Средняя стоимость аренды места (в пакет также входят пользование оргтехникой, Wi-Fi, комнатой для переговоров и кухней) составляет 5-6 тыс. рублей в месяц.

Несмотря на закрытие многих коворкинг-центров первой волны и постоянные заявления о неприбыльности, коворкинг-движение развивается. По данным ведущего коворкинг-издания DeskMag, c октября 2010 года по октябрь 2012-го число коворкинг-центров в мире увеличилось с 600 до 2072. Россия не отстает, и новые места продолжают открываться.

Однако в России все еще не сформировалось окончательное понимание, что такое коворкинг. Под таким названием предлагаются как офисы с почасовой арендой, бизнес-инкубаторы, так и помещения для работы с домашней атмосферой. Но все больше предпринимателей, открывающих коворкинги, создают некий симбиоз между этими тремя понятиями. В Петербурге в качестве коворкингов предлагаются как стандартные офисы компании «Офис-М», так и бизнес-инкубаторы «Игрия» или «SumIT», где необходимо проходить отбор для возможности участия.

Тайм-кафе

Тайм-кафе - это российское «изобретение», в других странах такого формата не существует. Считается, что тайм-кафе появились раньше коворкингов, что и спровоцировало развитие последних. Тайм-кафе предоставляют клиентам бесплатный доступ в интернет, незатейливое меню с набором еды и напитков или возможность принести еду с собой, настольные игры, книги, прочие развлечения. Основная характеристика тайм-кафе - почасовая оплата, при этом существует лимит оплаты в 500-600 рублей. Тайм-кафе нацелены на молодых позитивных людей, которые любят собираться вместе, но на которых давит формат обычных кафе и ресторанов.

В Санкт-Петербурге существует 15 тайм-кафе, схема работы которых одинакова: первый час стоит 2 рубля в минуту, со второго часа стоимость снижается до 1 рубля. Почти все тайм-кафе расположены в центральных районах города, которые наиболее популярны для проведения свободного времени у молодежи.

Креативные  пространства

Креативные пространства стали активно развиваться с ростом популярности редевелопмента промышленных территорий. Креативные пространства в Санкт-Петербурге представлены несколькими проектами - от нескольких этажей до целых промышленных зданий и исторических особняков. Креативное пространство может выполнять множество разных функций - от офисного центра до выставочного комплекса, от магазина до места для мастер-классов. Однако начинают формироваться характеристики креативных пространств. Чаще всего это единые свободные пространства с минимальной отделкой или в стиле «лофт», объединяющие людей разных творческих профессий в креативной среде. Креативные пространства уже занимают определенную нишу в коммерческой недвижимости, под них готовятся здания, затачиваются новые проекты.

Владелец одного из креативных пространств в Москве продает своим арендаторам помещения, выделяя их в класс F - офисы, не попадающие в стандартную классификацию. Упор здесь делается на расположение в арт-кластере и креативную атмосферу.

 

Аутлеты

Что касается прочих новых типов культурно-досуговых заведений, то из всех выделяются аутлеты. Первые аутлет-центры появились в 1930 году в США. Они представляли собой магазины при фабриках, продававшие свою продукцию по сниженным ценам. В 1974 году открылся первый мультибрендовый аутлет в Пенсильвании. Расцвет аутлетов произошел в конце 90х годов. В настоящее время в Европе имеется более 200 аутлет-центров. Аутлеты могут представлять собой шоппинг-моллы, дизайнерские деревни, фабричные аутлеты или большие ритейл-парки.

Средняя площадь аутлетов составляет 20 тыс. кв. метров. Чаще всего аутлет-центры располагаются за пределами больших городов, вдали от прочей застройки. Скидки в аутлетах составляют от 30% до 70%. В таких центрах продаются как остатки коллекций различных дизайнеров, так и специальные коллекции, создаваемые для аутлетов.

В России первый аутлет появился в Москве в 2012 году (Outlet Village Belaya Dacha), второй открылся летом 2013 года (Fashion House). Outlet Village Belaya Dacha выполнен в виде дизайнерской деревни, в то время как Fashion House - в виде торгового центра. В 2014 году планируется открытие первого аутлета в Санкт-Петербурге. Однако современные российские аутлеты существенно отличаются от зарубежных, где культура такой торговли устанавливалась десятилетиями. Но в будущем и российские аутлеты при грамотном управлении смогут удовлетворять потребности покупателей.

 

Штучный товар

Помимо уже выявленных новых «третьих мест» существуют такие оригинальные форматы, как фаблабы, хакспейсы, специализированные библиотеки и клубы для дизайнеров. В Санкт-Петербурге пока работает пара фаблабов для людей с оригинальными идеями, требующих исполнения. Фаблабы предлагают своим пользователям несколько видов станков и прочего инженерного оборудования для создания прототипов или просто полезных вещей. Сейчас фаблабы финансирует  государство в рамках программы создания центров молодежного инновационного творчества.

Все это говорит о том, что рынок  недвижимости не стоит на месте. Потребителей уже не удовлетворяют такие обыденные вещи как кафе, офисы, рестораны и торговые центры.  Бизнесмены находят новые нестандартные методы привлечения покупателей и разрабатывают интересные маркетинговые ходы, оживляя интерес клиентов. Обретут ли новые типы общественных заведений самостоятельный статус, приживутся и будут ли востребованы, пока сказать трудно.

Тем временем в Петербурге появляются и другие новые форматы недвижимости: форматы общественных заведений, как креативные площадки под открытым небом (Новая Голландия. Ботанический Сад);  музейные/научно-образовательные центры («Лабиринтум», «Умникум», Дворец науки и техники); новые виды мест общественного питания (Biblioteka, Dans le Noir); магазины с дополнениями в виде баров, кафе, выставочных залов, и продолжающий развитие формат бутик (отели, офисы).

 

Новости
и пресс-релизы

Все новости
  • 14 Ноября 2019
    Концерн Jungheinrich AG арендовал склад в Логопарке М10

    В октябре 2019 года компания Jungheinrich арендовала склад площадью 4200 кв. м в Логопарке М10, расположенном на Московском шоссе, 139.

  • 13 Ноября 2019
    Тренды инвестиционных идей

    Алексей Фёдоров, руководитель отдела рынков капитала и инвестиций компании Maris в ассоциации с CBRE, выступил на бизнес-завтраке "Тренды инвестиционных идей".

Компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.