Публикации в прессе

Зимняя сказка

18 Декабря 2013, 18:34
Преодолеть сезонность туризма в Петербурге совместными силами взялись отели, туроператоры и власти, предприняв попытку создания нового туристического бренда – «Зимний Петербург»


Город белых ночей ежегодно привлекает на невские берега миллионы туристов, но только в летние месяцы. С ноября по март отели пустеют, и на улицах Петербурга редко звучит иностранная речь. Мировую славу города белых ночей Петербург приобрел с легкой руки классиков русской литературы, посыл который был впоследствии поддержан кинематографистами. Пусть это природное явление не уникально, именно русские классики сделали белые ночи исключительно петербургским символом. Однако со временем столь тщательно выстроенный образ стал приносить не только пользу.

Поток туристов с каждым годом растет. Только за 2012 год Северную Столицу посетили 6 миллионов человек, из которых почти половина иностранцы. Тем не менее, по мнению специалистов в области туриндустрии, для города такого уровня, как Петербург, эта цифра могла бы быть гораздо больше. Мешает же ей вырасти как раз ярко выраженная сезонность, когда загруженность отелей падает с 90% до 20%.

«Даже те туристы, которые приезжают в Петербург, редко возвращаются в город во второй раз. Все дело именно в отсутствии информации о городе и его достопримечательностях», - отмечает Екатерина Шадская, директор Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туристской Индустрии.

Осенне-зимний период для Санкт-Петербурга традиционно является «низким сезоном». С целью победить межсезонье в 2002 году по инициативе ведущих отелей северной столицы в городе стартовала программа «Белые дни». Помимо отелей к ней присоединились крупнейшие городские музеи и театры, предлагавшие на этот период специальную культурную программу.

Однако создать новый туристический бренд, который стал бы полноценным противовесом белым ночам, городу не удалось. Существующих информационных ресурсов недостаточно для активного и успешного продвижения города: необходимо создать мощный портал, где информация о Петербурге, достопримечательностях и событиях будет доступна на нескольких языках, считают туроператоры.

Александр Шапкин, глава комитета по туризму правительства Петербурга, говорит, что город уже начинает работы по формированию единой информационной базы, интегрированной в социальные сети, посредством которой индивидуальные туристы и представители туристских офисов смогут выбирать интересующие программы или отдельные мероприятия, бронировать отели на период их проведения и вносить свои предложения.

Город ждет от отелей, турагентств и культурных организаций конкретных предложений по разработке зимних туров. Гибкая ценовая политика отелей – залог успешной работы по преодолению сезонности. Наряду со стандартными тарифами можно предложить гостям комбинацию специальных предложений – в виде скидок от базового тарифа или дополнительных бесплатных услуг, считает Юнис Теймурханлы, генеральный менеджер отеля «Гельвеция». «Эти специальные предложения, как правило, требуют соблюдения определенных условий, например, 100% предоплаты, минимального количества ночей, или действуют только на определенные даты. Поэтому любой гость, изучив все акции отеля, может найти для себя оптимальное условие, подходящее для его поездки», - отмечает он.

Важно проанализировать просчеты, допущенные при подготовке программы «Белые дни», подчеркивает Шадская. Многие компании, поддержавшие в свое время программу «Белые дни», предпочитали делать акцент в большей степени на светских, чем на культурных мероприятиях. Идея возродить дореволюционные зимние великосветские сезоны возникла с легкой руки Юрия Темирканова, художественного руководителя петербургской филармонии, создавшего музыкальный фестиваль «Площадь искусств», в рамках которого проводился новогодний бал Темирканова.

Зимние балы и маскарады начали входить в моду, однако уже спустя несколько лет их популярность сошла на нет, во многом по причине неготовности публики к формату этих мероприятий. Возрождение зимних сезонов на новом витке в Петербурге связывают в первую очередь с продвижением событий в сфере культуры и искусства.

Виктория Автандиловна Шамликашвили, генеральный директор агентства «Индивидуальный туристический сервис», предлагает начать с выработки позиций по нескольким избранным темам, которые станут ключевыми для продвижения города на ближайший год.

«Разнообразие и богатство культурного, художественного, архитектурного наследия дает нам простор для творчества: например, можно выстроить специализированные программы вокруг истории классического балета или личности Екатерины Второй, - уверена Виктория Шамликашвили. - Отдельный раздел стратегии может быть посвящен архитектуре: Петербург – один из немногих городов мира, созданных в русле четкой градостроительной концепции и сохранивших исторический центр в своей целостности».

Развитию культурного туризма в Петербурге препятствует разрозненность прилагаемых усилий, попытки каждого из культурных организаций вести самостоятельную, а не общую и хорошо скоординированную политику продвижения, полагает Виктория Шамликашвили.

Важным фактором, влияющим на поток гостей, считается высокая стоимость поездки. По словам Екатерины Шадской, город насыщен дорогими 5-звездными отелями, тогда как бюджетных гостиниц с разумным сочетанием цены и качества не хватает. В 2012 году правительство Петербурга анонсировало концепцию развития гостиничной инфраструктуры до 2018 года, согласно которой особое внимание будет уделяться сегменту доступных отелей 2 – 3 звезд.

На данный момент, согласно исследованию компании Colliers International, средняя стоимость номера в 5-звездном отеле в 2012 году составила 13 799 руб., 4-звездная гостиница обходилась в среднем за 6 459 руб. за ночь, а остановиться в 3-звездах можно было за 3 837 руб.По данным компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, в первые три месяца 2013 года заполняемость отелей в Петербурге составила около 40-50%, в апреле – 60-65%. Основной наплыв туристов приходится с конца мая (в мае заполняемость была 70-75%) до середины июля. В июне же, благодаря проведению Международного Экономического Форума отели загружены более чем на 90%. Крупные международные мероприятия, хотя и доставляют туристам некоторые неудобства, в итоге благоприятно сказываются на увеличении турпотока, считает Шадская. Ежегодно это приносит городу на 6 – 7 % больше гостей.

Эксперты наблюдают тенденцию переноса деловых мероприятий на низкий сезон. Считается, что деловой туризм составляет примерно 30% петербургского турпотока. «Многие музеи предоставляют свои площадки для проведения мероприятий, гостиницы предлагают конференц-залы. Конгрессный туризм – эффективное средство в борьбе с сезонностью», - считает Екатерина Шадская. «Цены на отели намного ниже, чем летом, да и нет очередей в музеях и театрах, что упрощает составление культурной программы», - добавляет Юнис Теймурханлы.

По словам председателя Комитета по внешним связям Петербурга Александра Прохоренко, Эрмитаж, Петергоф, Царское Село в сезон уже не справляются с наплывом посетителей, а другие музеи остаются без клиентов. И хотя чиновники поставили цель увеличить к 2016 году ежегодный поток гостей до 8 миллионов человек, сами же они признают, что пока в городе сохраняется ярко выраженная туристическая сезонность, делать это нельзя – Петербург может не справиться с таким наплывом гостей в относительно небольшие рамки белых ночей.

Ольга Калашникова

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.