Высокие гости в высокий сезон
Экономический форум повлияет на гостиничный и ресторанный рынок города, а также насколько удачно выбрано время проведения события, обсудили наши эксперты.
Как сильно в 2015 году данное событие помогло простимулировать гостиничный рынок Санкт-Петербурга?
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге
Как и всегда, экономический форум подстегивает гостиничный рынок Санкт-Петербурга, хотя в этом году еще возможно найти свободные номера. Сокращение спроса в сегменте гостиниц класса "4-5 звезд" по сравнению с предыдущими годами позволило даже в период белых ночей не переживать настолько острую ситуацию с размещением, как ранее. Если в предыдущие годы стоимость размещения вырастала в 2-3 раза, а иногда и выше, то в этом году рост цен не настолько значительный, а в некоторых гостиницах и вовсе нет разницы в стоимости размещения в период ПМЭФ и неделей раньше или позже.
Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге
В периоды проведения крупных международных мероприятий в Санкт-Петербурге, в том числе Петербургского международного экономического форума, наблюдается краткосрочный рост средних тарифов в крупных гостиницах более чем на 50%. Экономический форум исторически являлся "хлебным" сезоном практически для всех гостиниц "5 звезд". В эти дни всегда фиксируется значительное повышение, некоторые гостиницы повышают цены в семь-восемь раз. Однако нельзя сказать, что этот период окажет существенное влияние на финансовые результаты 2015 года. В целом мы ожидаем падения загрузки и прибыли на номер.
Виктория Константинова, директор департамента оценки NAI Becar в Санкт-Петербурге
С учетом внутриэкономической и внешнеполитической ситуаций, предполагаю, что количество участников Петербургского экономического форума сильно сократиться относительно прошлых лет. Таким образом, форум не послужит катализатором развития гостиничного бизнеса, в отличие от летнего сезона белых ночей, в период которых гостинцы традиционно имеют максимальную загрузку.
В июне гостиницы Санкт-Петербурга не испытывают проблем с заполняемостью. Время белых ночей, Международный экономический форум, праздник выпускников "Алые паруса" привлекают большое количество туристов. Уже в январе на даты проведения МЭФ в отелях не было свободных мест. На время проведения Международного экономического форума (середина июня) устанавливаются отдельные центы в отелях и они, как правило, выше, чем в высокий сезон на 20% и более.
Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate
В это время года Санкт-Петербург в любом случае привлекает максимальное число туристов различных категорий. Экономический форум является лишь одним и из факторов активности на рынке.
Насколько форум влияет на ресторанный бизнес, какие форматы стимулирует, и насколько влияет на ценовую политику?
Владислав Фадеев
Безусловно, эти три дня дадут определенный прирост ресторанному бизнесу, особенно в высоком ценовом сегменте. Не думаю, что будет заметен сдвиг в низкий ценовой сегмент. Влияние периода белых ночей и выпускных вечеров более существенно в этом сегменте.
Евгения Тучкова
Нельзя сказать, что проведение форума глобально влияет на ресторанный бизнес Санкт-Петербурга. Проведение форума, конечно, затронет те районы, в которых будут проводиться деловые мероприятия, и будут проживать участники (в первую очередь Центральный район), и это может привести к небольшому временному увеличению цен в ресторанах за счет роста спроса. Однако предпосылок к значительному и долгосрочному изменению ценовой политики нет, так как посетителями ресторанов продолжат оставаться и другие группы клиентов. Со слов наших постоянных клиентов-рестораторов, ресторанный бизнес уже внес коррективы в ценовую политику на 2015 год и активно работает над привлечением и удержанием посетителей, тем более что, несмотря на текущую экономическую ситуацию, количество новых заведений общепита постоянно увеличивается, как в центре города, так и в спальных районах. Конкуренция в данной сфере сохраняется.
Виктория Константинова
Ресторанный бизнес традиционно пытается развивать летние террасы и открытые смотровые площадки, несмотря на не самые благоприятные погодные условия в северной столице. Посещаемость ресторанов, по моим оценкам, снизилась на 20%. Несмотря на кризис, в высокий летний сезон рестораны (особенно в центральной части города) не станут снижать цены. Большой поток туристов позволит операторам "набрать жирка", чтобы в осенне-зимний период порадовать петербуржцев скидками и акциями и более демократичными ценами.
Затрудняюсь ответить.
Людмила Рева
Ресторанный бизнес в этом году уже стал более демократичным. Рестораторы пересмотрели меню, уменьшили площадь занимаемых помещений. Полагаю, что если форум и повлияет на ресторанный бизнес Санкт-Петербурга, то лишь на премиальные рестораны, которые на период его проведения будут использоваться для организации встреч и переговоров.
Насколько удачно выбрано время проведения форума? Стоило бы перенести событие с периода высокого турсезона на другое время года?
Владислав Фадеев
Эта тема обсуждается каждый раз, но пока существенного сдвига даты не произошло. В прошлом году проводили в мае, в этом снова вернулись на июнь. Конечно, с точки зрения раскручивания бренда города, июнь предпочтительнее. Однако, к сожалению, потенциал ПМЭФ в этих целях используется недостаточно. Необходимо максимально заполнять и чуть менее знаковыми событиями другие месяцы.
Евгения Тучкова
На наш взгляд, Петербургский экономический форум стоило бы проводить не в самый высокий сезон, когда загрузка гостиниц и так близка к 100%. Сейчас во время проведения форума размещение его гостей становится приоритетней, чем размещение туристов, которые нередко не могут себе позволить оплачивать проживание по возросшим в эти дни тарифам. Более полезным для гостиничного рынка и актуальным для его оздоровления был бы перенос мероприятия в межсезонье, например, сентябрь-октябрь. Такая практика распространена, например, в Европе, где в летнее время (с середины мая по конец августа) весь туристический кластер работает на туристов, а в сентябре туристический сегмент начинает переориентироваться на проведение мероприятий самого разного масштаба и уровня.
Виктория Константинова
Да, это разумно. Это повысит эффективность самого экономического форума и позволит дать объективную оценку результатам его проведения. Сейчас остаётся неясным, какая часть гостей города приехала посмотреть фонтаны и покататься на кораблике в период белых ночей за казенный счет, а кто действительно финансово заинтересован в дальнейшем бизнес-сотрудничестве.
Для сглаживания сезонности уже не первый год участники рынка обращаются к Смольному с предложением, чтобы город равномерно распределял мероприятия в течение года, чтобы поддержать гостиничный бизнес. Но пока этого не происходит, и зимой, весной и осенью отели загружены очень слабо.
Людмила Рева
Форум проводится в июне исходя из совокупности факторов. Во-первых, июнь - это сезон белых ночей, которые являются визитной карточкой нашего города, пиком туристического сезона. Столь масштабное мероприятие позволяет представить Санкт-Петербург мировой политической и бизнес-элите в наиболее выигрышном свете. Во-вторых, календарь мировых деловых мероприятий очень плотный. Перенести форум на другое время может быть проблематично, так как, например, зимой в Швейцарии проходит Давосский экономический форум, который собирает куда более внушительную аудиторию.