Публикации в прессе

Встроенные перехватчики

28 Марта 2014, 20:29
За минувший год в Петербурге открылось 480 новых предприятий общепита. Из них на сферу быстрого обслуживания приходится почти 60%. Около половины всех заведений фаст-фуда расположены во "встройках", хотя рост арендных ставок вынуждает рестораторов подтянуть пояса.

За минувший год в Петербурге открылось 480 новых предприятий общепита. Из них на сферу быстрого обслуживания приходится почти 60%. Около половины всех заведений фаст-фуда расположены во "встройках", хотя рост арендных ставок вынуждает рестораторов подтянуть пояса.

По типам предприятий годовой прирост выглядит так: около 65% приходится на кафе, на рестораны - 14,4%, на третьем месте бары - 6,7%. Большинство новых точек просто заполняют освободившуюся нишу, надеясь выжить и не повторить ошибок коллег, сошедших с дистанции.

Оборот рынка общепита вырос в течение года на 10,5%. Сейчас в городе работают свыше 5900 объектов, что на 9% больше, чем год назад. Из них, по подсчетам Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ), в сфере быстрого обслуживания действует 2205 точек.

Интенсивный скачок в развитии этого сектора произошел в два последних года, когда открылось около 500 новых заведений во "встройках" и на фуд-кортах. Особо стоит отметить, что стали появляться новые столовые, хотя еще недавно казалось, что этот формат доживает последние дни.

Фаст-фуд стабильно занимает по количеству чуть больше трети рынка, что в целом пока верно для потребительского спроса по всей России. Хотя в большинстве центральных европейских городов этот показатель превышает 50%.

Обеспеченность посадочными местами в кафе и ресторанах по районам Петербурга традиционно разнится, спальные районы по-прежнему испытывают дефицит. Меньше всего заведений в Красносельском районе - 23 места на тысячу горожан, больше всего в Центральном - 274. Лидерами по меню с национальными блюдами являются заведения с русской, японской и китайской, а также итальянской кухней.

Ближе к центру

Активное развитие сетей фаст-фуда в Петербурге начиналось с американских брэндов MacDonald's, Subway и Pizza Hut, немецкого Grillmaster и финского Сarrols. Но дефолт 1998 года значительно притормозил развитие этого сектора общепита. Новый виток начался примерно шесть лет назад, когда подошло время русской кухни - блинов и пирогов. По данным консалтинговой компании Praktis CB, в городе действуют 16 сетей в сфере быстрого питания. Наиболее крупные из них - это "Чайная ложка", MacDonald's, KFC, Sbarro, Subway, "БлинДональт'с", "Теремок". Инвестиции в открытие одной точки, расположенной в центре города, составляют до $350 000.

Около 50% от общих площадей общепита во "встройках" занимает фаст-фуд. Рестораторы утверждают, что заведение быстрого обслуживания сможет удержаться на плаву, если оно находится в месте, где пешеходные потоки в часы пик превышают хотя бы 700 человек в час.

Основная часть забегаловок расположена в историческом центре и на крупных магистралях Приморского и Московского районов. Лучше всего заведениями охвачены Центральный, Петроградский и Василеостровский районы. Здесь бывает много туристов, а также высока концентрация бизнес-центров.

Без дефицита

В течение трех последних лет плата за многие ликвидные помещения поднялась в два-три раза, что сильно ударило по рентабельности бизнеса. Как правило, "сесть" в приличной "встройке" удается только крупным сетевикам фаст-фуда. Хотя с закрытием залов игровых автоматов и оттоком операторов в торговые центры ресурсы потенциально пригодных под общепит площадей, по мнению экспертов, увеличились.

"Наибольшим спросом пользуются помещения от 100 до 150 кв.м, - отмечает Елена Снегирева, консультант торгового департамента Maris Properties in association with CB Richard Ellis. - Около 40% площади занимают кухня и служебные помещения. Важны технические параметры, в частности электричество от 30 до 70 кВт на 100 кв.м. Организаторы точек быстрого обслуживания предпочитают арендовать помещения, так как это делает их более мобильными, а также позволяет минимизировать краткосрочные затраты".

В некоторых случаях такие заведения возникают на "прикормленных" годами местах. Из последних примеров: на месте суши-бара на углу Б. Морской улицы и Невского проспекта холдинг "Евразия" открыл первое заведение своей новой сети быстрого обслуживания "Парковка".

До конца года планируется создать десять подобных точек на площадях от 300 до 600 кв.м. Другая крупная торгово-промышленная группа - ЗАО "Диета-18" - намерена создать сеть бистро "Семечки". Премьеру фаст-фуда компания устроила на собственных 200 "квадратах" по Гороховой, 36 (раньше помещение сдавали в аренду).

Особые запросы

Спрос на площади варьируется от 100 кв.м под небольшие закусочные и до 600 кв.м под заведения международных операторов. В самом центре города средняя арендная ставка сейчас составляет 7200-8400 руб./кв.м в месяц. "Обычно арендаторы запрашивают встроенные помещения с двумя входами и высотой потолков не менее 2,55 м, - говорит Людмила Рева, директор департамента брокерских услуг компании ASTERA St.Petersburg. - Огромным преимуществом является наличие газа на объекте, который позволяет снизить требования к необходимой электрической мощности".

Несколько сложнее обстоит дело с эксклюзивными заявками, которые поступают, в частности, от международных компаний. Требования к арендуемым помещениям у них тщательно прописаны в планах развития.

"Такие клиенты могут запрашивать не только очень большие встроенные площади, - добавляет Людмила Рева, - но и отдельные здания с четко определенным метражом под аренду, да к тому же по цене ниже рыночной. Кроме того, крупным операторам обычно нужны дополнительные мощности электричества за счет собственника, а также увеличенный льготный период аренды. Для обычных арендаторов время, отведенное на ремонт и запуск бизнеса, оплачиваемое по сниженной ставке, составляет от силы пару месяцев".

В остальных районах точки общепита предпочитают "селиться" вблизи станций метро. Заведения довольно часто открывают и на первых этажах в новостройках, поскольку технические требования под общепит закладываются еще на стадии строительства.

Из сетей более активно здесь развиваются суши-бары. Основную же долю по-прежнему занимают отдельные забегаловки и рестораны. …

Большинство операторов осваивают фуд-корты в торговых комплексах - с плотными покупательскими потоками и более приемлемыми условиями аренды.

Юлия Михеева, Недвижимость и Строительство Петербурга

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.