Публикации в прессе

Тренажеры от стресса

16 Марта 2009, 13:11
Петербургские фитнес-клубы реагируют на разразившийся кризис по-разному. Одни минимизируют свои расходы, другие намерены удержаться за счет привлечения новых посетителей. А клиенты, в свою очередь, выжимают из своих абонементов все соки.

В Петербурге работают около 250 фитнес-центров. На долю сетевых структур приходится пока не более 30% от общего количества клубов. По данным ASTERA St.Petersburg, фитнес-услугами наиболее обеспечены Центральный, Выборгский, Приморский и Московский районы города.

За минувшие два года на рынке закрепились примерно 15 сетей, в управлении которых находится более двух объектов. Из федералов лидирует «Планета Фитнес». Russian Fitness Group представлен в городе клубами World Class и «ФизКульт». По одному центру пока запустили Orange Fitness, CityFitness и «ИКС-ФИТ». Среди местных игроков больше всего заведений у Sport Life и Fitness House.

В этом году на двух этажах в ТК PRISMA (Новое Девяткино) обустроен восьмой спортивный клуб Fitness House с бассейнами, а также заработал шестой клуб Extra Sport на Малой Балканской улице, 26В.

Краткий всплеск

Только около трети клиентов — ярые приверженцы спортивного образа жизни, большинство посещает клубы от случая к случаю. По оценкам консультантов Maris Properties in association with CBRE, по итогам 2008 года можно сделать вывод, что конкуренция в фитнесе растет быстрее, чем спрос на эти услуги. Впрочем, пока большого оттока посетителей из клубов не наблюдается.

«Потенциальная емкость рынка в среднем ценовом сегменте фитнес-услуг довольно высокая, — говорит Юлия Готовская, исполнительный директор Praktis CB. — Именно в этом секторе идет основная борьба за потребителя. Как ни парадоксально, со второй половины февраля в некоторых клубах наблюдается всплеск посещаемости. Очевидно, люди борются с депрессией».

В клубах «Планета Фитнес» заверяют, что поток клиентов значительно увеличился. «На мой взгляд, — отмечает Ирина Разумова, президент международной сети «Планета Фитнес», — это связано с тем, что раньше, покупая абонемент, люди позволяли себе пропускать тренировки.

Сейчас все начинают считать деньги и хотят получить максимум от своих инвестиций. В ближайшее время мы введем альтернативную систему оплаты абонементов: членство можно будет оплатить как единовременно, получив весомую скидку, так и в рассрочку». В 2009-м сеть планирует открыть новые клубы, но не в Петербурге.

С фитнес-операторами согласен и Дмитрий Бердиган, гендиректор «АйБи Ритейл» (входит в «АйБи ГРУПП»): «У нас в центре дисконтных магазинов «Румба» работает клуб Sport Life. Посещаемость за зиму несколько уменьшилась, но судить о будущем фитнеса пока рано. Большинство ходит по годовым абонементам, приобретенным еще до кризиса. Так что люди их отрабатывают по максимуму. А вот какие показатели будут ближе к осени, сказать сложно. До дна платежеспособности мы точно еще не дошли. На мой взгляд, в зависимости от места поток клиентов в клубах может снизиться до 30%».

«По Сеньке и шапка»

Клубы преимущественно расположены в густонаселенных микрорайонах и в местах деловой активности: граждане традиционно предпочитают заниматься фитнесом либо рядом с работой, либо неподалеку от дома. Большинство объектов площадью 1000-2000 кв.м работает в арендованных встройках или помещениях в торгово-развлекательных центрах. Зданий, построенных специально для фитнеса, — пока единицы. Размеры крупных фитнес-центров превышают 2500 кв.м.

По данным Colliers International, в последние два года наибольшим спросом у операторов пользовались площади от 2000 до 2500 кв.м, причем такие, где можно организовать бассейн. Маленькие клубы стараются найти помещения около 500 «квадратов». Самый масштабный из сетевых объектов на сегодня — у петербургской Olympic, которая обустроила свой четвертый клуб на 8000 кв.м в ТК «МебельWood» на Дальневосточном проспекте.

В 2008-м стоимость аренды для фитнес-клубов в среднем составляла $180-250/кв.м в год, что примерно на 45% дороже, чем в конце 2007-го. В начале этого года, по наблюдениям экспертов, расценки оставались примерно на том же уровне. При перезаключении договоров аренды повсеместно прошла фиксация рублевой ставки (в зависимости от успешности переговоров размер у.е. варьировался от 25 до 30 руб.).

Класс клубов условно определяется по стоимости годового абонемента и предоставляемого перечня услуг. В премиум-группу входят центры, в которых годовое членство обойдется от 35 000 рублей, — занимает примерно 25% доли рынка от общего объема, по оценкам АРИН. К среднему сегменту (доля 57%) — от 15 000 рублей, все, что ниже, — демократичный класс. С начала сентября подорожали в основном месячные абонементы — на 10-30%.

В секторе «премиум» стоимость занятий превышает 4000 рублей в месяц. В средней группе цены пока колеблются от 1800 до 3500 рублей, в третьей — не выше 1750 рублей. В городе появилась первая сеть дискаунтеров — московская «Империя фитнеса». Два клуба, расположенных в подвальных помещениях площадью не более 700 кв.м, предлагают годовой абонемент за 5000 рублей.

На услугах, которые не входят в клубную карту, клиенты предпочитают сейчас экономить. «Тем не менее мы сознательно не уменьшаем их стоимость и не даем скидку 50% при покупке клубной карты, как делают многие центры, — говорит гендиректор сети фитнес-клубов New age fitness Жанна Иванова. — Это может привести к чрезмерной загрузке, особенно в вечерние часы».

В поисках выхода

Участники рынка отмечают, что в связи с ростом курса доллара и евро существенно увеличилась закупочная стоимость оборудования и косметологической продукции. Общая рентабельность бизнеса в сфере фитнес-услуг в четвертом квартале 2008-го снизилась примерно вдвое. Как следствие, многие владельцы спортклубов уменьшили оплату труда инструкторов, сократили менее популярные программы, разработали различные варианты оплаты и скидки.

Другие центры, в основном крупные, наоборот, делают ставку на увеличение потока посетителей, привлеченных разнообразием и качеством новых программ. Так намерен поступить фитнес-клуб «Лидер спорт», арендующий площади в ТРК «Гранд Каньон». «В октябре клуб расширил площади с 4200 до 6000 «квадратов», — комментирует Павел Бадыров, гендиректор клуба «Лидер спорт», — что позволило нам серьезно увеличить количество групповых занятий — 50 часов в сутки в девяти различных залах. Надеемся резко поднять посещаемость нашего центра — до 2000 человек в день».

По словам Ирины Разумовой, в наиболее выигрышной позиции находятся клубы, в которых представлен полный набор услуг. Но зачастую «камерные» объекты выигрывают за счет выгодного расположения и профессионализма тренеров.

Как считают предприниматели, открыть новый фитнес-центр «с нуля» сегодня будет сложно, но пока ничего не угрожает дальнейшему развитию уже действующих. «Недавно у нас появилась возможность, — говорит Жанна Иванова, — расширить площадь клуба на ул. Маршала Казакова, чем мы и воспользовались. Если же оценивать конкурентные преимущества, то более защищены клубы, расположенные на собственных, а не арендованных площадях».

Все больше внимания уделяется доходности бизнеса и экономике каждого объекта. «Если до кризиса объем рынка фитнес-услуг в Петербурге ежегодно увеличивался на 20-25%, то в ближайшие три года вряд ли мы увидим такой же стабильный рост. Хотя потенциал отнюдь не исчерпан: рынок пока насыщен только на треть», — считает Евгения Васильева, руководитель отдела консалтинга ASTERA.

В ближайшем будущем объем рынка может расти в основном за счет охвата спальных районов. «Впрочем, операторы подыскивают места и в центре, — указывает Роман Евстратов, заместитель департамента торговой недвижимости Colliers International, — где-нибудь в составе бизнес-центра или торгового проекта. К нам, например, поступили заявки на размещение спортклуба на Конюшенной площади. Кроме того, существует спрос на Васильевский остров».

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.