Публикации в прессе

Парки ищут, где припарковаться

1 Февраля 2012, 13:00

Парки ищут, где припарковаться

Недавнее заявление Владимира Путина о возможном размещении парка на месте гостиницы «Россия» в Москве вызвало широкий резонанс в среде архитекторов и девелоперов. Если такая идея обустройства зеленой зоны (на участке, изначально воспринимаемом только как пятно под за­стройку) реализуется, она имеет все шансы стать новым трендом и повлечь за собой организацию парков, казалось бы, в не приспособленных для этого местах, в том числе пока застроенных. Возможно, сменится и социально-культурная тенденция. Ведь раньше, для того чтобы оставить свое имя в истории, нужно было что– то построить. Теперь же девелопер может увековечить себя, ничего не возведя, а, напротив, освободив пространство и организовав на нем парк. Кстати, примеры такого подхода в истории Петербурга есть. Например, сад Сан–Галли на Лиговском пр., 62, названный в честь немецкого промышленника Франца Сан–Галли, который в 1853 г. открыл там чугунолитейный завод и рядом с ним разбил сад.

Территории для перевоплощения

Согласно закону «О зеленых насаждениях СПб» норма зелени в центре составляет 6 м2 на человека, в пригоро­дах — в 3 раза больше, 18 м2. По данным КГА, эти нормы соблюдаются, но в списки самых зеленых городов Европы мы не попадали никогда. Правда, с прошлого года идет разработка адресной программы, по которой в каждом районе города должно появиться по одному новому парку, но сколько их будет и где они появятся, пока не известно. Забота о зеленых насаждениях, как правило, ложится на плечи городских властей. Стоит вспомнить, что в 1850–х гг. городское правление Нью–Йорка выкупило 341 га земли на Манхэттене за $ 5 млн (притом что в 1867 г. Россия продала США всю Аляску за $ 7,2 млн). Теперь это Центральный парк, одна из главных достопримечательностей «Большого яблока». В теории в СПб подобный парк мог появиться на территориях, которые сейчас готовятся под реновацию: от заводов на Выборгской наб. до высвобождающейся железнодорожной инфраструктуры (Московская–Товарная, «Измайловская перспектива» и так далее). Опрошенные «ДП» эксперты приводят и массу других мест. «Замечательный парк можно было бы разбить в квартале улиц Шкапина — Розенштейна, — уверен руководитель архитектурного бюро «Литейная часть — 91» Рафаэль Даянов. — Парк там необходим, и, думаю, это было бы лучшее решение для этой территории». 
Пока застройщик этого участка в 6 га («Главстрой СПб» Олега Дерипаски) не представлял концепцию, где бы ощутимая доля была отдана под зелень. Архитекторы убеждены, что с появлением зеленых зон вдоль Обводного канала эта территория перестала бы быть депрессивной. «Для парка может подойти часть территории «Красного треугольника» и территория вокруг газгольдеров», — считает доктор архитектуры, профессор СПбГАСУ Валерий Нефедов. 
«Хорошо бы продолжить развитие Таврического сада за Шпалерную ул., на территорию, занимаемую сейчас «Водоканалом». Это великолепное место для парка, — рассуждает руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн. — Сам бог велел создать там некий приневский парк. Я, как житель этого района, уверен, что это было бы здорово». Парки на берегах Невы хотели создавать и в 1940–х гг. Тогда главный архитектор Ленинграда Нико­лай Баранов предлагал создать парк на Тучковом бу­яне (рис. 3). Но, увы, там построили ФГУП «Прикладная химия», которое сейчас переехало, а на его месте ЗАО «ВТБ–Девелопмент» реализует проект «Набережная Европы» (рис. 4). На днях в Союзе архитекторов СПб обсуждалась и судьба Охтинского мыса. Большинство экспертов высказывалось за идею разбить парк на месте несостоявшегося «Охта Центра». Студенты–архитекторы уже вовсю рисуют зеленые проекты на этом участке (рис. 2), которые перестанут казаться фантастическими, если КГИОП все же запретит там строительство.

Другой пример общедоступного сквера — Новая Голландия. В заявленной концепции реконструкции острова (реализуемой компанией «Миллхаус» Рома­на Абрамовича) зеленая зона охраняется.

С оглядкой на Европу

«Нужно следовать примеру развитых, цивилизованных стран: выбрать самые подходящие места в бывших промзонах и обустроить там парки, — уверен Валерий Нефедов. — В одном только Париже есть парки Ситроен (на месте бывших автозаводов «Ситроен»), Берси (бывшая деревня виноделов), Ля Виллет (бывшие мясобойни)». Прецедентом можно считать заявление губернатора СПб Георгия Полтавченко на заседании правительства в ноябре 2011 г. Он высказал идею не застраивать бывший кусок завода «Самсон» на Лиговском пр., 271, а сделать там сквер и общественное пространство. Но идея губернатора пока так и осталась только идеей. «По нашим данным, порядка 4 тыс. га территории промпояса СПб нуждается в редевелопменте, — говорит Кайл Патчинг, директор департамента по развитию консалтинговой компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network. — Там хватит места и для жилой, и для общественно деловой застройки, и для парков».

Но, чтобы на месте промзон город получил действительно новую комфортную среду, необходимо обязательно проводить международные архитектурные конкурсы и открытые общественные обсуждения. «Нужны парки радикально другого поколения, где все возрасты смогут найти пространства для себя», — уверен Валерий Нефедов.

Зеленые механизмы

Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ», считает, что в первую очередь необходимо придумать механизм создания таких парков. «Это должно быть не волюнтаристское решение типа «здесь будет го­род–сад!», а экономический механизм, который действительно сделает со­здание парков осмысленным и целесообразным, — объясняет Александр Кар­пов. — Нужен планомерный механизм развития, который исходит из того, что зелень повышает капитализацию окружающей недвижимости». При организации зеленых зон не стоит забывать о возможности освоения подземных пространств. Эксперты убеждены, что именно под землей девелопер может получить доходные метры. Конечно, это будет дороже, но так в городе появятся и новый парк, и коммерческая функция.

«Инвестор не будет тратить деньги на создание только парка, эту роль должно взять на себя государство», — уверен Владимир Аврутин, заместитель гендиректора Института территориального развития. Сейчас, когда готовится новая редакция генплана, возможно, самое время внести в него изменения, обязав при редеве­лопменте промзоны создавать на части ее территории парковую зону. Осталось только решить, кто будет за это платить. 

Надежда Федорова 

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.