Публикации в прессе

Опережая Москву

8 Августа 2014, 15:17
За полгода в Петербурге не открылось ни одного торгового центра. При этом оборот розничной торговли сокращается, что может заставить девелоперов пересмотреть планы.

За 6 месяцев в Петербурге не было введено ни одного торгового комплекса. Таким образом, общее количество качественных торговых площадей аналитики оценивают в 2,5 млн м2.

Причиной такого затишья можно, в принципе, назвать ввод рекордного за последние 7 лет объема торговых площадей в прошлом году - 300 тыс. м2.

Стройка идет

По данным Maris|Part of the CBRE Affiliate Network, всего на стадии строительства в Петербурге находится более 600 тыс. м2 торговых центров, открытие которых должно состояться до 2016 года.

Изначально говорилось об открытии в 2014 году 300 тыс. м2, однако устойчивая тенденция переноса сроков сдачи привела к сокращению реальных объемов ввода.

До конца года, скорее всего, будут введены четыре торговых комплекса, общая арендопригодная площадь которых составляет 119 тыс. м2. Наиболее крупный среди них - ТРК "Европолис" от девелопера FORT GROUP на Полюстровском пр., GLA которого - 60,5 тыс. м2. Еще один крупный торговый центр "Монпансье" с арендопригодной площадью 30,5 тыс. м2 появится на Планерной ул. Также заявлены к вводу ТРК "Галактика" на пересечении Дунайского пр. и Московского шоссе (GLA - 16,66 тыс.м2) и торговый комплекс "У Красного моста" (GLA - 10,9 тыс. м2), который строит ЗАО "БТК-Девелопмент" и где должны разместиться магазины премиум-класса.

По оценке аналитиков Jones Lang LaSalle, даже в случае реализации всех заявленных проектов объем ввода по итогам 2014 года уступит показателям последних 4 лет.

Всем хватит

Лидерами по объему торговых площадей по-прежнему остаются Московский, Выборгский и Приморский районы. На них, по данным Colliers International, в совокупности приходится около 45% всех торговых площадей города.

Сейчас, по данным экспертов АРИН, обеспеченность торговыми площадями в Петербурге уже достигает 500 м2 на тысячу жителей. По этому показателю Петербург опережает не только Москву, но и такие европейские столицы, как Лондон и Берлин.

"Показатель обеспеченности качественными торговыми площадями неравномерен по районам, - говорит Андрей Петров, вице-президент по консалтингу и оценке АРИН.

- В Московском, Центральном и Приморском районах он составляет около 1 тыс. м2 на тысячу человек, а в Красносельском районе - только 200 м2 на тысячу жителей". Поэтому будет расти интерес к районным и микрорайонным торговым центрам вблизи жилых кварталов.

Спрос в минусе

Один из факторов, негативно влияющих на строительство торговых площадей, - спад потребительского спроса.

По данным "Петростата", оборот розничной торговли в Петербурге в первом полугодии 2014 года сократился на 0,7%. Причем и в мае, и в июне объемы торговли снижались относительно предыдущего месяца.

При этом если продажи непродовольственных товаров остались практически на уровне прошлого года, то оборот торговли продуктами упал на 2,2%. Цены выросли с начала года на 5,8%. Замедление экономики заставляет российских потребителей экономить, а ретейлерам приходится бороться за покупателя с помощью снижения цен и акций, отмечают в Maris в ассоциации с CBRE. Во второй половине 2014 года прогнозируется дальнейшее снижение покупательского спроса.

"Сложившаяся ситуация является негативным фактором для рынка торговой недвижимости, - отмечает руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев. - Тем не менее, несмотря на политическую и макроэкономическую неопределенность, во II квартале мы наблюдали уменьшение вакантных площадей в торговых комплексах города".

В сложившейся ситуации ретейлеры пристально изучают успешность той или иной торговой точки - и поэтому готовы открывать магазины в новых проектах, закрывая при этом неприбыльные магазины. Однако эксперты Jones Lang LaSalle отмечают, что ретейлеры рассматривают возможность открытия своих магазинов в новых ТРК, только если объект запланирован к вводу в краткосрочной перспективе.

Девелоперы новых ТЦ, где идет активная арендная компания, готовы давать скидки на 10-15 % для ключевых арендаторов. Также удлиняется срок переговоров, т. к. арендаторы и собственники ищут обоюдовыгодные условия.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.