Публикации в прессе

Офисная альтернатива: купить или арендовать?

4 Марта 2013, 03:00
Компании, которые намерены расширяться, предпочитают аренду – она предоставляет более гибкие возможности для размещения сотрудников. Кроме того, именно аренда позволяет минимизировать затраты и риски на неспокойном рынке. Но если компания твердо стоит на ногах и не собирается расширять штаты или открывать филиалы, разумнее, по мнению специалистов, стать владелицей офисной недвижимости.

Генеральный директор компании Maris Part of the CBRE Affiliate Network Борис Мошенский уверен: в первую очередь все зависит от бизнеса компании, и соответственно от стратегических целей, которые она преследует. Прочие составляющие – рыночная конъюнктура, ставки аренды или цены продаж – вторичны. Вторая по значимости позиция – источник финансирования. Аренда всегда оплачивается из оборотных средств, поясняет Мошенский, а приобретение, как правило, - это инвестиционная сделка, то есть вложение достаточно больших средств на долговременной основе. «Для некоторых видов бизнеса, например, для торговли, - рассуждает он, - любой вывод средств из оборота невыгоден, так как эти средства используются на приобретение товара и приносят гораздо больший доход, чем принесет покупка пусть даже по очень привлекательной цене какого-либо помещения». Зато компании, которые имеют стабильный прогнозируемый бизнес и которым не нужно сокращать или наращивать штат, скорее всего, приобретут офис.

На сегодняшнем рынке большинство предпринимателей предпочитают арендовать офис, подчеркивает управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор» Дмитрий Золин. В том числе, чтобы обходиться без больших инвестиций в недвижимость.

О пользе аренды

Руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Лилия Еременко отмечает: западные компании предпочитают аренду, считая ее менее рискованным предприятием на российском рынке, исход с которого иностранных специалистов мы наблюдали уже неоднократно. Кроме того, в случае с арендой, компании имеют возможность на «замораживать» свой капитал (как это происходит в случае с приобретением здания), а пустить его на развитие предприятия.

Аренда офиса, особенно в приличном бизнес-центре, по мнению специалистов, дает удобство, комфорт и престиж. Проблемы, связанные с эксплуатацией, ремонтом, безопасностью и прочими регулярно возникающими проблемами, возложены на управляющую компанию. Кроме того, подчеркивает Золин, аренда позволяет довольно оперативно расширять или уменьшать офисное пространство менять местоположение компании и даже прогнозировать затраты – как минимум, на год.

Кстати, для начинающих компаний или для реализации ограниченных сроками небольших проектов аренда также представляется более удобной: начальный капитал экономически целесообразно пустить в оборот, нежели в покупку собственного офиса, добавляет Золин.

Солидная собственность

Одна из первейших причин, по которой компании покупают офисы, - стремительный рост арендных ставок. В этом случае прогнозировать расходы сложно. Другая причина, говорит Золин, - дешевизна недвижимости в данное конкретное время и объем предложения на рынке. Такая ситуация складывалась совсем недавно, в первый год кризиса. Собственники офисной недвижимости, которые использовали офисы в качестве залога для заемного финансирования новых проектов, а с началом кризиса не могли рассчитаться с банками, активно предлагали недвижимость. Причем по довольно низкой цене. Компании, которые в тот момент располагали средствами, безусловно, сделали выгодные вложения, избежав к тому же угрозы роста постризисных ставок.

По словам Еременко, офисы, причем целыми зданиями, нередко покупают окологосударственные структуры – средства и на покупку, и на содержание этих зданиях у них есть. Также, добавил Золин, коммерческие помещения под офисы приобретают собственники компаний, причем оформляют покупку как личное недвижимое имущество. По крайней мере, фирме не надо платить налоги на недвижимость.

На уровне инфляции

На конец 2012 года, по данным Jones Lang LaSalle, базовая ставка аренды площадей в бизнес-центрах класса А составила 350-430 долларов за кв. метр в год, в бизнес-центрах класса В – 250-340 долларов. При этом арендные ставки в долларовом выражении выросли за год на 7-10%. Аналогичный рост специалисты ожидают и в 2013 году – собственно, на уровне инфляции. Стабильность коммерческих условий, скорее всего, сыграет в пользу аренды.

Елена Зубова

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.