Публикации в прессе

Место в промзоне

1 Ноября 2012, 13:03
Уже давно ни у кого не вызывает сомнений то, что Петербургу, несмотря на его статус культурной столицы, для полноценного развития необходима и промышленность. Заводы зарождались в нашем городе с момента его основания, однако гектары промышленных зон, сформировавшихся за минувшие три века нашей истории, - головная боль и для горожан, и для бизнеса, и для властей.

Особенность Петербурга в том, что его производственная инфраструктура формировалась довольно хаотично. Но если раньше (и в дореволюционные, и в советские времена) промышленность поддерживали на государственном уровне, то сегодня ей приходится выживать самостоятельно. Чтобы сейчас открыть производство, требуется немало сил и средств.

Аналитики компании Maris Properties отмечают, что среди факторов, сдерживающих развитие в Петербурге индустриальной недвижимости - дефицит земельных участков с развитой инфраструктурой или перспективой ее развития, их высокая стоимость, отсутствие стабильного и прозрачного земельного рынка, а также сложности с согласованием инвестиционных проектов.

По данным Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости, общая площадь производственных помещений в Петербурге приближается к 27,4 млн кв. метров, это треть от всего нежилого фонда города. Самые промышленные районы северной столицы _ Невский, Колпинский и Выборгский. А по сведениям комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, сегодня в городе действует 65 промзон.

Специалисты Института проблем предпринимательства (ИПП) подсчитали, что в среднем европейском городе промзоны занимают 10% территории, в то время как в Петербурге _ более 43% (для сравнения: в Москве _ 31,6%). Но при этом эффективность их использования у нас в 3 _ 4 раза ниже, чем в других европейских городах. К примеру, в историческом центре Петербурга площадью 5,8 тыс. гектаров сегодня размещается около 200 промышленных предприятий.

Алексей Шаскольский, эксперт ИПП, напоминает, что от «неадекватности арендных и налоговых платежей за земельные участки» страдает и бюджет. Это не говоря о том, что гражданам, работающим в центре и живущим в «спальных» районах, приходится тратить довольно много времени на дорогу. При использовании личного и общественного транспорта растут потери от его амортизации. Имеются и потери в улично-дорожной и инженерной инфраструктурах, связанные с затратами на ремонтно-восстановительные работы.

Преподаватель кафедры истории предпринимательства и менеджмента СПбГУ Владимир Морозан напоминает, что сегодня многие предприятия приобрели в собственность ту землю, на которой они располагаются. Из-за этого «выкурить» их из центра стало еще сложнее. Однако гендиректор Института территориального развития Владимир Аврутин считает, что стимулом к переезду предприятия могут быть высокие ставки налогов по сравнению с аналогичными производствами за пределами города. Таким образом, руководство предприятия само поймет, что «его место  в промзоне».

Увы, ситуация осложняется еще и тем, что переезжать заводам приходится за собственный счет. Город едва ли окажет им какую-то серьезную финансовую помощь, но зато может предоставить льготы в отношении аренды или покупки земли, куда запланирован переезд. «Важно учесть и технологическую развитость предприятия. Ведь переезд завода с хорошей технологической базой _ экономически неоправданное действие. А вот если мы имеем дело с технологически устаревшим предприятием, которое нуждается в глубокой модернизации, то ситуация обратная. Так что каждый случай индивидуален», _ объясняет Владимир Морозан.

 В общем, все предприятия решают вопрос с переездом по-своему. «Адмиралтейские верфи», собравшиеся было перебазироваться на остров Котлин, пока особенной активности не проявляют. Зато уже летом 2013 года на новом месте должен заработать Обуховский завод _ сейчас продолжается строительство на новой площадке. Сначала в эту промзону переберутся Обуховский завод и Завод радиотехнического оборудования. Следом должны подтянуться КБ специального машиностроения, ВНИИ радиоаппаратуры и Российский институт радионавигации и времени. Все они входят в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей», за чей счет и осуществляется переезд. На предприятиях говорят, что на новой площадке будет работать удобнее, так как там все будет расположено гораздо компактней.

Стоимость переезда оценивается в 15 млрд рублей, зато к 2015 году в городе должен освободиться земельный участок общей площадью 48 гектаров, которые можно продать или застроить жильем и коммерческой недвижимостью. Город присвоил проекту статус стратегического, что означает налоговые послабления для тех, кто переезжает.

Еще в 2009 году компания Colliers International разработала концепцию редевелопмента промышленных территорий предприятий концерна «Силовые машины». Речь шла о двух площадках «Электросилы», Заводе турбинных лопаток и Ленинградском Металлическом заводе общей площадью почти 89 гектаров. Все они должны были переместиться в поселок Металлострой Колпинского района.

Петербург в лице Городского агентства по промышленным инвестициям оказывает содействие проекту переезда машиностроителей. Там же, в Металлострое, к концу 2013 года должно быть построено и совместное предприятие «Силовых машин» и японской компании Toshiba _ завод по производству высоковольтных трансформаторов.

Как пояснили в пресс-службе концерна, первоначально и правда рассматривалась возможность перевода в промзону «Металлострой» всех петербургских площадок, но впоследствии из-за масштабной производственной программы эти планы были отложены. И в настоящее время «Силовые машины» сосредоточены на расширении своих мощностей в дополнение к существующим в Петербурге заводам.

Так, компания возводит в промзоне «Металлострой» высокотехнологичный завод по производству энергомашиностроительного оборудования. Уже завершено строительство первой очереди, проводятся пусконаладочные работы. Объем инвестиций превысил 7 млрд рублей. Новый комплекс позволит концерну существенно увеличить производственные мощности и запустить производство новых типов оборудования для электроэнергетики.

Впрочем, без частичного переезда все же не обошлось. Так, в январе 2012 года в Металлострой переехал цех электроаппаратуры завода «Электросила», который был расположен на нечетной стороне Московского проспекта. Еще часть служб переведена с этой площадки на основную территорию предприятия по четной стороне Московского проспекта.

Стоит отметить, что далеко не все эксперты согласны с тем, что вывод промышленности за пределы центра города _ это исключительное благо. Так, Николай Пашков, гендиректор консалтинговой компании KnightFrank в Петербурге, напоминает, что многие бывшие заводы сдают свои площади в аренду малым предприятиям. И именно арендаторы что-то шьют, паяют и режут _ то есть используют площадку по ее изначальному назначению. И им придется нелегко, если их выселить из этих помещений. «Кроме того, переезд может быть критичным для старых предприятий, на которых люди работают десятилетиями. Ведь немолодые сотрудники вряд ли поедут работать, скажем, в Шушары», _ считает эксперт.

Елена ШВАРЦ

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.