Публикации в прессе

Кинопрокат по кризису

19 Января 2010, 14:47
За минувший год в Петербурге не было открыто ни одного современного кинотеатра. Однако это не мешает индустрии кинопоказа чувствовать себя в кризис неплохо. Прошедший год киносети использовали для модернизации своих кинотеатров или поиска других конкурентных преимуществ.

По данным Невафильм Research, в Петербурге сейчас работают 42 кинотеатра на 207 залов, где могут разместиться почти 30 тысяч человек. Столь заметная диспропорция между количеством кинотеатров и залов возникла в последние несколько лет. За счет докризисного расцвета коммерческого девелопмента Северная столица успешно перешагнула тот рубеж, когда на рынке преобладали кинотеатры с одним залом. Теперь сетевые кинотеатры в подавляющем большинстве разместились в новых торгово-развлекательных комплексах (ТРК), площади которых позволяли открывать многозальные кинотеатры.

Сегодня чуть более половины кинотеатров города – мультиплексы. В то же время кинотеатры старого формата по-прежнему продолжают успешно работать. Зачастую они не относятся к общероссийским сетям и работают в специально построенных для них зданиях.

Тем не менее главными игроками рынка становятся сетевики. Более 60% всех кинотеатров относится к всероссийским сетям кинопоказа. Всего на рынке представлено 10 сетевых операторов. Самыми крупными по количеству залов являются «Каро Фильм» (7 кинотеатров в Петербурге), «Кронверк Синема» (имеет 8 кинотеатров), «Мираж» (4 кинотеатра). Лидерами по числу посадочных мест можно считать «Кронверк Синема» и «Каро Фильм». Впрочем, есть исключения – сети «Синема парк», «КиноЭксперт» (бывшее «Роскино») и «Киномакс» имеют только по одному многозальному кинотеатру, но с большим количеством посадочных мест.

По данным компании ASTERA St.Petersburg, средний шестизальный мультиплекс располагается на площади около 2 500 кв. м. Вообще разброс площадей, занимаемых кинотеатрами, составляет от 1 500 до 5 000 кв. м. Средние ставки аренды для кинотеатров в составе ТРК – $120–150 за кв. м в год. Львиную долю выручки кинотеатров обеспечивают не проданные билеты, а выручка от фаст-фуда (попкорн, напитки и пр. в баре кинотеатра).

Синергетический эффект

Эксперты отметили одну особенность: кинотеатры, принадлежащие сетевым операторам, оснащены по последнему слову техники, с целым спектром дополнительных услуг, имеют по нескольку залов и представлены во всех районах города. В принципе их можно было бы назвать близнецами. «Сетевые кинотеатры похожи друг на друга. Они мало отличаются репертуарной или ценовой политикой», – говорят специалисты департамента консалтинга и оценки компанииMaris | Part of the CBRE Affiliate Network. Решающим фактором их успешного существования является удачное место расположения – и само по себе, и в сравнении с конкурентами.

Сегодня кинотеатры располагаются как в центральных (Центральном, Адмиралтейском, Петроградском, Василеостровском), так и в спальных районах Петербурга. Наличие кинотеатров в центральной части города – наследие советских времен. В то же время появление кинотеатров на периферии связано с их существованием в рамках крупных торговых центров, построенных, как правило, в спальных районах. И все же по количеству кинотеатров в районах лидируют Центральный и Приморский. В первом представлены и сетевые кинотеатры, и одиночные. Приморский район – лидер по объему торговых площадей в городе, а большинство кинотеатров размещаются именно в ТРК.

Столь тесная взаимосвязь торговли с кинопрокатом объясняется обоюдной выгодой. «Киноцентры сегодня являются надежными якорными арендаторами и сильными магнитами для привлечения покупателей в ТРК. Более того, сетевые операторы пошли дальше, зачастую они берут на себя комплексное освоение развлекательной зоны: они арендуют один из верхних этажей комплекса или большую его часть по одной ставке, а потом самостоятельно зонируют пространство на кинотеатр и другие развлекательные функции», – рассказывает руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA St.Petersburg Ольга Земцова. Поэтому, как правило, кинотеатры привлекаются в проекты торгово-развлекательных комплексов на самых ранних стадиях, даже в период проектирования. То есть они могут корректировать зонирование арендуемых площадей в соответствии со своими требованиями и параметрами еще в проекте. За счет этого операторы кинопоказа максимально эффективно зонируют арендуемые ими площади, коэффициент полезных площадей может достигать 90%.

По мнению генерального директора ЗАО «Невафильм» Олега Березина, кризис как никогда вовремя пришел на рынок, дав операторам передышку в марафоне по открытию кинотеатров и заставив их задуматься о качественной составляющей: «В результате экономического кризиса многие кинотеатры, не имея возможности расширяться, начали модернизацию имеющихся площадей и оборудования, тем самым поднимая планку стандарта современного кинотеатра и пытаясь выиграть в конкурентной борьбе».

Сетевая экспансия

Кинопрокатчики считают, что отрасль не сильно пострадала от кризиса. По сведениям компании «Планета Информ», кассовые сборы в российских кинотеатрах за 2009 год составили 23 млрд руб., более $738 млн. Всего за год кинотеатры посетили почти 140 миллионов человек при средней стоимости билета 165 руб. «Все говорит о том, что в киноиндустрии кризис не наблюдается и не ожидается в следующем году», – говорит Олег Березин. Причина в том, что кино остается самым доступным видом досуга для населения. Возможно, это связано еще и с тем, что посетители кинозалов в массе своей – люди молодого поколения, которые откажут себе в кино лишь в самом крайнем случае, размышляет господин Березин. Если говорить о финансовых показателях петербургских киносетей, то, по мнению эксперта, объем кинопроката составляет от 7% до 9% общероссийских показателей.

По данным интернет-портала «ПрофиСинема», общие кассовые сборы выросли за год на 3 678,28 млн руб., или на 18%. При этом прирост происходил преимущественно за счет проката зарубежных фильмов. Сборы российских фильмов также увеличились, но менее значительно – всего на 318,66 млн руб. Доля российских фильмов в общей кассе сократилась и к концу года составила 23,16%, что на 2,62% меньше, чем в прошлом году.

Остается добавить, что в разгар кризиса владельцы кинокомпании Art Pictures Studio Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский готовили к запуску сеть кинотеатров «Радуга кино». Пока сеть будет работать в Москве. Однако несложно предположить, что в случае успеха ее появления стоит ждать и в Петербурге. До кризиса киносети активно развивались в городах с населением менее 500 тысяч жителей. Для Федора Бондарчука это второй проект – вместе с основателем «Кронверк Синема» Эдуардом Пичугиным он открывает кинотеатры «Кино Сити» в российских регионах.

Еще одним подтверждением тому, что киноиндустрия не рухнула в пучину кризиса, является интерес к ней со стороны зарубежных инвестиционных фондов. Так, в прошлом году сеть «Киностар De Luxe» была выкуплена фондом прямых инвестиций UFG Private Equity у американской компании National Amusements Inc. Новые владельцы говорят, что сеть будет развиваться за счет поглощений других игроков. Однако новые собственники не исключают продажу актива, благо, есть желающие его приобрести. Среди возможных претендентов на покупку называются другие сети – «Синема Парк» и «Кронверк Синема».

Стоит отметить, что в ближайшем будущем процесс поглощения сетевиками друг друга может быть единственным шансом для развития. В результате кризиса строительство многих объектов, где было запланировано открытие кинотеатров, заморожено или отложено до лучших времен. Один из примеров – ТРК «Феличита Пионерская» («Сити Молл»), где в конце 2009 года должен был открыться «Киностар», но из-за переноса сроков ввода в эксплуатацию комплекса и кинотеатр начнет работать позже. Проекты кинотеатров вне торговой составляющей давно не реализуются. Таким образом, владельцам киносетей ничего не остается, как присматриваться к чужим активам.

Перспективные опасения

Впрочем, говорить, что у киносетей все хорошо, будет не совсем верно. Основным фактором, который в силах негативно сказаться на развитии отрасли в 2010 году, будет уровень благосостояния населения. Опосредованно повлиять может неблагоприятная динамика курса доллара, его увеличение по отношению к рублю, что приведет к повышению закупочных цен на импортные картины и товары. Сюда можно добавить увеличение темпов инфляции и, как следствие, снижение доходов населения. В минувшем году кинопрокатчикам удалось этого избежать.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.