Публикации в прессе

Интернет–покупки офлайн

12 Июля 2017, 11:23
Потребители ведут себя в онлайн-магазинах более рационально и тратят меньше, поэтому ретейлеры привлекают их в офлайн-магазины в расчете на импульсивные покупки.

В то время когда постепенно происходит переход покупателей из традиционных торговых центров в онлайн, нарастает и обратная тенденция: из-за того что в Сети покупатели ведут себя более рационально и тратят меньше, ретейлеры, чтобы нарастить оборот, открывают пункты выдачи онлайн-покупок в реальных магазинах.

Встречное движение в 2016 году году доля потребителей, которые покупают товары в онлайн-магазинах, в России достигла 17 %. За последние 5 лет российский рынок электронной коммерции вырос в 2 раза, до 920 млрд рублей, но в общем объеме товарооборота покупки в Интернете составляют только 3,3 %.

Согласно исследованию американского рынка, проведенному GlobalData и Colliers International, основные драйверы перехода покупателей из офлайна в онлайн-ретейл лежат не в удобстве последнего, а в негативных чертах покупки в реальном
магазине. Об этом на форуме коммерческой недвижимости Re4 Forum рассказал генеральный директор Colliers Int. в Петербурге Андрей Косарев. По его словам, респонденты, например, называли среди причин покупки в Интернете то, что поход в обычный магазин не воодушевляет (70,7 %), в нем технически сложно покупать (64,6 %), редко есть последние коллекции (61,1 %) и даже "магазины - это скучно" (72,2 %). В результате в США 79 % пользователей покупают товары онлайн, а доля в общем товарообороте таких покупок составляет 8,5 %.

В России это пока тенденция будущего, и эти числа еще существенно ниже. "У нас культура потребления, в отличие от Америки, складывается только с 2000-х годов. И люди еще не насытились качественными торговыми центрами, поэтому развитие этого формата у нас еще не закончено и у нас культура потребления еще долго будет развиваться", - уверен генеральный директор Maris в ассоциации с CBRE. Хотя без онлайна невозможно себе представить крупного российского ретейлера, сегодня не только офлайн уходит в Сеть, но и, наоборот, интернет-магазины переходят в традиционные офлайн-магазины и шоу-румы. "Ретейлеры заинтересованы, чтобы товар, купленный онлайн, забирался внутри офлайн-магазина, чтобы была возможность сделать спонтанную покупку", - говорит коммерческий директор ТРК "Галерея" Дмитрий Зайцев. "Ретейлерам нужно и оборот увеличивать, и эмоции какие-то клиентам давать, которые через онлайн не всегда возможно получить", - поясняет Андрей Косарев. В пример он приводит испанского ретейлера Inditex (бренды Zara, Oysho, M ssimo Dutti и другие), который начал притягивать клиентов, купивших товар онлайн, получить его в обычном магазине, рассчитывая на импульсивные покупки.

Таким покупкам способствует и особенность фешен-ретейла. "Именно одежду и обувь люди любят выбирать в реальном магазине, в отличие, например, от стандартного набора продуктов или косметики, которую покупают регулярно", - уверена соосновательница интернет- магазина белья Trusbox Анна Городецкая.

В "Декатлон России" доля интернет-покупок пока составляет 5 % от оборота компании, в то время как во Франции эта доля достигает 15 %. "Сейчас большинство покупателей забирают товары, купленные в Интернете, в магазине. При этом в трех из наших гипермаркетов доля онлайн-продаж составляет 15 % от оборота", - говорит директор по региональному развитию Decathlon в России Юлия Горощеня.

Неудобные курьеры

Похожим образом действуют ретейлеры не только из фешен-индустрии. По словам директора по логистике и формированию заказов компании "Юл-март" Павла Олонова, около 50 % товарооборота компании приходится на так называемые центры выдачи заказов - сюда покупатель может сам приехать за купленным или забронированным в Интернете товаром, в то же время здесь выставлены товары, которые клиент может купить попутно, не заказывая заранее.

Eще по 25 % от оборота компании "Юлмарт" приходится на доставку товаров в небольшие пункты выдачи и курьерскую доставку. На руку получению товаров в магазине играет то, что пока курьерская доставка и инфраструктура для нее далека от идеала. Например, нет инфраструктуры для такой доставки - курьер часто даже не может припарковаться у бизнес-центра, к которому его попросили подъехать. "Я могу точно сказать, что будущее не за доставкой последней мили. В России это очень неудобный формат получения, поэтому люди выбирают другие", - говорит Павел Олонов. Это означает, что в ближайшие 5 лет торговые центры ждет модернизация, потому что сейчас они не готовы обеспечивать удобное получение товаров.

Но не все торговые центры пока готовы принять у себя онлайн-ретейлеров. "Для торговых центров это всегда спорный вопрос - можно ли поставить рядом с ретейлером, который у тебя работает офлайн, пункт выдачи заказа конкурирующего ретейлера. Мы в "Галерее" пока не движемся в этом направлении, потому что мы ожидаем, что в этом случае один продавец попросту съест другого", - опасается Дмитрий Зайцев.

В то же время для торговых центров, которые теряют арендаторов и трафик покупателей, привлечение онлайн-ретейлеров пойдет на пользу. "Для торговых центров это дает тот самый поток, который они начали терять", - считает Андрей Косарев.

***
920 млрд рублей (то есть около $ 15 млрд) составил объем рынка интернет-торговли в России в 2016 году, это 3,3 % от общего товарооборота страны. Объем онлайн-торговли в мире в 2016 году достиг $ 1,8 трлн.
***

Комментарии. Носки - в Сети, пальто - в магазине

Сергей Ковеленов, владелец Oh, my

Нам рано пока делать финансовые выводы: магазин одежды Oh, my открылся всего 3 недели назад. Но уже очевидно, что в офлайн е выше средний чек и покупок больше. Особенно это относится к нетрикотажным изделиям, таким как пальто, рубашки, плащи. Их обязательно нужно примерить, чтобы понять, хорошо ли сидит вещь. Около 20 % в интернет-магазине нам возвращали после заказа и примерки, потому что изделие не садилось по фигуре. И от цены это тоже зависит: в Интернете более охотно покупают недорогие товары на суммы, которыми можно, если что-то не подойдет, пожертвовать. А в магазине человек сразу видит, что пальто сидит хорошо, - и покупает.
***

Комментарии. Игра на двух полях одновременно

Михаил Беляев, руководитель офиса "1С-Битрикс" в Петербурге

Никакой реальной угрозы для торгового центра со стороны онлайна сейчас нет. Последние 2 года аудитория Рунета растет всего на 5-6 % в год. Мы достигли максимального проникновения. За счет новых людей аудитория не прирастает и начинается рост конкуренции. Развивается концепция омниканальности, когда офлайн и онлайн существуют параллельно. Ведь это просто разные инструменты, у каждого из которых свои плюсы. Те, кто играл исключительно на поле онлайна, будут вынуждены перейти в офлайн, где работает средний чек, эмоциональность,вовлеченность и увеличивается объем аудитории. А офлайн не может игнорировать онлайн.
***

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.