Еда на высоте
Питание является неотъемлемой частью офисной жизни. «Любая компания, рассматривающая площади в аренду в том или ином БЦ, всегда обращает внимание на качество расположенного в нем общепита, ассортимент и стоимость еды - рядовым сотрудникам необходимы доступные обеды», - говорит руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL в Санкт-Петербурге Регина Волошенко.
При этом количество заведений определяется площадью, количеством работников в здании и возможным притоком людей со стороны. Так, по словам директора департамента офисной недвижимости компании Colliers International в Петербурге Игоря Темнышева, в офисном особняке площадью з тыс. м заведение общепита может
быть не предусмотрено, а арендатор будет довольствоваться кухней непосредственно в офисе или кафе в пешеходной доступности. В здании площадью 20-25 тыс. м целесообразно разместить одно предприятие общепита площадью 600-700 тыс. м, а в объекте площадью свыше 25 тыс. м, состоящем из нескольких корпусов, нужно как минимум две точки общепита, ввиду того что при 100% заполняемости такого проекта
можно столкнуться с проблемой, когда одно заведение не справится с наплывом посетителей в обеденное время. «Само по себе наличие в здании альтернативы питания является для арендаторов плюсом объекта, - отмечает Алена Бердиган, руководитель отдела офисной недвижимости Maris, - помимо этого, в здании,
которое оснащено ресторанной зоной, можно проводить переговоры».
Для ресторанов и кафе размещение в бизнес-центре позволяет обеспечить гарантированный поток гостей на завтрак и обед. Эксперты отмечают, что операторы питания «заходят» в крупные проекты с качественной концепцией на достаточно ранних стадиях, иногда даже на этапе котлована, и начинают работать уже при 20-30%-ном уровне загрузки объекта. В связи с этим операторы питания отслеживают проекты, которые находятся на стадии проектирования или строительства, чтобы продолжать успешно развиваться.
Одним из крупнейших объектов, в которых могут быть заинтересованы операторы общественного питания, является «Лахта центр», который строится в Приморском районе. В нем планируется открыть более десяти заведений общепита различного уровня, в том числе, например, столовую для сотрудников на 1 тыс. мест.
Гостям всегда рады Определять концепцию общепита необходимо исходя из состава арендаторов. «Нужно
понять, кто там сидит, топ-менеджмент или рядовой персонал, от этого будет зависеть их платежеспособность, - считает соучредитель и концепт-шеф ресторанной группы ITALY GROUP Михаил Соколов, - такой анализ вам поможет выбрать правильный ценовой диапазон».
Например, рядовые сотрудники могут посещать заведения во время обеда 2-3 раза в неделю, в остальное время предпочитая брать еду из дома. Менеджеры среднего звена, как правило, посещают общепит с большей регулярностью и несколько раз в день. «Они могут в лобби-баре или кофейне провести встречу с клиентом или
партнером, завтрак и обед провести в заведении сегмента эконом, взять еду с собой домой для ужина, несколько раз в неделю посетить ресторан», - рассказывает Гаянэ Петросян, заместитель директора по стратегическому маркетингу УК «Резиденс». Эта компания развивает сети «Тарелка Столовая» и «Буфет Трикатель»,
в которых в совокупности восемь заведений находятся в бизнес-центрах города. Отдельно можно выделить топ-менеджеров: они требовательны к обслуживанию, подаче блюд, разнообразию, как правило, более мобильны и с меньшей регулярностью посещают заведения, расположенные в бизнес-центре.
«Топ-менеджмент компании, расположенной в том же здании, что и ресторан, - редкие гости у нас, - рассказывает генеральный директор Stroganoff Group Леонид Гарбар, - зато представители компаний из зданий по соседству заходят постоянно».
«Не стоит забывать, что можно использовать помещение в бизнес-центре, не привязываясь к его трафику и работая на других потоках, - отмечает Михаил Соколов, - в любом случае я не советую ориентироваться исключительно на поток БЦ». Однако несмотря на то, что в бизнес-центрах могут быть размещены кафе и
рестораны, ориентированные не только на внутренние, но и на внешние нужды, ключевой целевой аудиторией таких заведений остаются сотрудники, поэтому в меню обязательно должны быть представлены бизнес-ланчи, которые позволяют экономно пообедать, считает Игорь Темнышев.
Магия места
Для ресторана главное - локация, считает Леонид Гарбар. Наличие входа с улицы также позволяет ресторану быть самостоятельным заведением, а не становиться частью бизнес-центра.
«Многие рестораны заинтересованы в объектах, последние этажи которых обладают выдающимися видовыми характеристиками, такими, как, например, вид на воду или на исторический центр города», - говорит Игорь Темнышев. В качестве примеров можно назвать рестораны «Рыба» (БЦ River House), «41 этаж» (БЦ «Лидер Тауэр»), «Мансарда» (БЦ Quattro Corti). Планируются видовые рестораны и в комплексе «Лахта центр»: панорамный с вращающимся полом на 74-76-м этажах башни, а также ресторан с видом на залив, расположенный в южном блоке многофункционального здания, прилегающего к башне, а также бар, который разместится в уникальном архитектурном сооружении комплекса - входной арке с пролетом почти 100 м.
Разные посетители
Разноплановые объекты, конечно, более интересны для ресторанов и кафе. «Многофункциональные центры привлекательны в первую очередь большим и разнообразным потоком людей, - рассказывает директор по стратегическому маркетингу сети кофеен «Шоколадница» Сергей Чебаненко, - посетителями таких
локаций становятся потенциальные покупатели магазинов, пассажиры метро, сотрудники офисов, туристы». Например, в торгово-офисном центре River House находится четыре разных заведения общепита.
К тому же разноплановость объекта позволяет привлекать арендаторов разного ценового сегмента. «Очевидно, что концепция в панорамном ресторане будет отличаться от концепции в точке питания вблизи детского научно-образовательного центра, - рассказывают в «Лахта центре», - мы рассчитываем, что будущие
операторы будут ориентироваться на то, что посетителями кафе и ресторанов будут петербуржцы, гости города и сотрудники «Лахта центра» с самым разным уровнем достатка». Следовательно, здесь откроются как рестораны с высокой кухней и соответствующим ценовым диапазоном, так и качественные рестораны и кафе среднего класса, а также точки быстрого питания, где можно недорого перекусить на ходу.
Количество и разнообразие заведений общепита зависит в том числе и от спроса и амбиций рестораторов. «В Эмиратах я видел бизнес-центр, где было выделено три этажа на ресторанную зону, - рассказывает Михаил Соколов, - в БЦ «Белые сады» в Москве первые этажи все в ресторанах - всего пять или шесть проектов».
Чтобы сотрудничество было успешным и выгодным как для владельцев делового центра, так и для ресторана, важно, чтобы каждый объект чем-то выделялся, был уникальным, а операторы были готовы сделать шаг вперед в своем развитии, а не поставить очередную точку в линейке подобных».